Я с малых лет любила музыку и
чувствовала ритм. Но с танцами у меня не ладилось – как-то косо и однообразно
все получалось. Казалось я всем телом чувствую музыку, но выразить это в
движении никак не могу. Наверное, похожее чувство испытывает немой, который
страстно желает петь. И со временем мои попытки танцевать завершились, я
решила, что танцы это не мое.
Года два назад мне повезло стать
участником грибной церемонии недалеко от Кейптауна. Грибная церемония – это психоделическое
путешестиве в глубины своей личности с помощью употребления псилоцибиновых
грибов. Псилоцибин по действию схож с ЛСД, он растормаживает психику, вызывает
сильные эмоции, переживания, воспоминания.
Я немного беспокоилась о том, в какие
дебри меня заведет это погружение. Казалось, что внутри может открыться нечто
темное, подавленное. Но вопреки моим опасениям, почти 8 часов, пребывая в измененном
состоянии сознания, все внутри меня танцевало. Не произошло никаких страшных
или неприятных вещей, только глубокий внутренний танец.
Там, внутри, я слышала музыку. И
я была этой музыкой, я двигалась по нотам, поднимаясь выше и опускаясь вниз. И
это был какой-то неистовый, вечный танец и много радости, от того, что я
наконец-то могу выразить музыку в движении. Как-будто я наконец нашла свой
танец, как будто до этого момента я была парализована, а сейчас смогла
управлять собственным телом.
Конечно, все эти процессы
происходили внутри меня, а в реальности я полусидела полулежала на подушках, в
окружении других участников церемонии, которые проживали свои процессы.
Утром, за завтраком,
все делились своими впечатлениями и озарениями, и я рассказала, что всю ночь
танцевала. Вот так просто, танцевала. Я чувствовала в этом танце многое,
практически всю жизнь – и все это оказалось очень простым и очень веселым. Там
не было глубоких потрясений, болезненных осознаний, борьбы со своими демонами –
был только танец, простой, естественный, как основа жизни.
Я много раз возвращалась мысленно
к этому опыту, вспоминала свои чувства, свой танец, но никак не могла понять, о
чем же это все было? Я что, правда такая танцующая внутри себя? Та, которая
чувствует музыку и танец как единое, которая хочет радоваться и плыть,
веселиться и проявляться, но никак не может станцевать снаружи и поэтому
танцует только внутри?
Мне сказали, что грибы будут еще
долгое время работать внутри меня и осознания будут потягиваться позже. Процесс
трансформации запущен и нужно только внимательнее относиться к себе, чтобы не
пропустить, уловить важное.
И сегодня, спустя 1,5 года после
церемонии я вдруг вспомнила себя танцующую. В этот момент, я думала о том, как
люди гонятся за правилами, за тем, чтобы соответствовать каким-то критериям и
нормам, быть не хуже других.
Как сильно это похоже на
выхоленный, много раз отрепетированный, надоевший танец. Человек танцует свой
танец, плюется внутри себя, мысленно критикует тех, кто рядом с ним не попадает
в такт его движениям и не представляет, что можно танцевать по-другому. А можно
танцевать вообще без правил, не загадывая наперед, не придерживаясь одного
стиля. Можно импровизировать, можно позволять себе дурачиться, можно веселиться
от души, даже танцуя в одиночку.
Нет никаких ограничений в том,
как вам танцевать свою жизнь. Гипноз общепринятого говорит нам всем другое:
будь как все, не совершай ошибок, отличаться небезопасно, не иди в
неизвестность, не пробуй нового, осуждай тех, кто осмелился.
Осуждай тех, кто танцует в другом
стиле. Бойся тех, кто осмелился смешать все стили – от таких вообще неизвестно
чего ожидать. Делай только хорошо разученные па, иначе можно запнуться и
упасть, и окружающие над тобой посмеются.
Мы все танцуем свои танцы, кто-то
залихватски пляшет польку, а кто-то хорош в академическом балете, кому-то по
душе хип-хоп, а кто-то не может жить без капуэро.
Когда мы встречаемся – мы какое-то
время можем танцевать вместе, немного шлифуя свой стиль и добавляя в него
интересные новые па. Но главное, оставаться верным своему танцу, его сути.
Можно бесконечно добавлять в него новые элементы, пробовать прыжки через голову
или контактную импровизацию – но ваш танец должен оставаться вашим, тогда
танцевать вам будет всегда радостно и всегда увлекательно.
Я люблю людей, которые танцуют
свои уникальные танцы. Но больше я ценю тех, кто умеет признавать право других
танцоров на их выражение. Чем больше человек позволяет проявляться себе, тем
больше у него принятия к отличиям других танцоров.
Осваивая новые элементы, легко
запутаться и упасть или выглядеть нелепо и смешно – и это не страшно, это
весело.
Если убавить серьезность, отключить режим контроля на время, позволить
себе пробовать новое и дурачиться – танец станет живым, танцевать будет
приятно, а танцующие вокруг перестанут попадать в вас своими острыми локтями.
Потому
что для каждого танцора найдется место на этой сцене, ограничений не существует
нигде, помимо наших голов.